?

Log in

No account? Create an account
В Свияжске НЕ БЫЛО памятника Иуде - Взгляд из географической середины крупнейшей реки Европы

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

July 20th, 2012


Previous Entry Share Next Entry
11:08 am - В Свияжске НЕ БЫЛО памятника Иуде

Принял участие в III Свияжских Чтениях. Вообще, это было мое первое участие в Чтениях. Они прошли в замечательно отреставрированном здании бывших казарм инженерного корпуса, фотографии которых я уже приводил: http://iske-kazaner.livejournal.com/13612.html
Свияжск_072

По словам других участников, ранее они проводились в холодном помещении храма, где людям приходилось кутаться  в тёплые накидки. Поэтому прогресс, как и во всех иных начинаниях в Свияжске, налицо. Нельзя не сказать добрых слов в адрес Минтимера Шариповича!

Что касается доклада С.П.Саначина. Сергей Павлович, как и всегда, был конкретен, предоставил огромный срез информации о событиях 1918 года в Казани и достаточно аргументировано показал возможность пребывания Хеннинга Келера в Казани весной-летом 1918 года и тех событий, которые он описывает в своей книге в отношении Казани. Но с другой стороны, вопрос о памятнике Иуде, по словам самого СП, остался открытым.
Мне видится, что темой доклада С.П.Саначина все-таки был не памятник Иуде и возможность его установки в Свияжске, а опровержение ряда положений статьи Л.М.Жаржевского, в которых последний ставил под сомнение само пребывание Келера в Казани.
В этой связи по итогам дискуссии на Чтениях, я еще более утвердился во мнении, что ПАМЯТНИК ИУДЕ В СВИЯЖСКЕ НИКТО НЕ УСТАНАВЛИВАЛ И ЕГО НИКОГДА НЕ БЫЛО.


Если рассматривать книгу Келера "The Red Garden" как хронику его пребывания в России (а изначально она так и называлась), то нельзя не отметить в целом достаточно скучное перечисление событий, поездок, встреч с различными людьми, которые вряд ли были бы интересны для широкого круга читателей. Однако, глава "Красный сад", давшая название всей книге, явно стоит особняком и читается как авантюрный роман. Здесь и любвеобильная танцовщица из кабаре, ставшая в 17 лет врачом бронепоезда, прекрасно владеющая пулеметом, револьвером и саблей, и безымянные - мужественный матрос – комендант бронепоезда с «гагаринской улыбкой», и страшный «дьявол во плоти» - Красный еврей, и путающиеся под ногами этих героев русские люди, ленивые, играющие на балалайках, скучающие в своих пыльных деревянных домах и тайком ненавидящие советскую власть, а также пленные австрийцы - образец стойкости, ума, изобретательности и профессионализма во всем - от приготовления пищи (австрийский повар) до исполнения музыки (оркестр из военнопленных, играющий на параде). То есть Дюма отдыхает. Более того, эта глава прямо соответствует сложившимся на тот момент западным предубеждениям, в итоге вылившимся позднее в общеевропейскую поддержку Гитлера: русские – варвары, евреи захватили власть в России, евреи – противники и гонители христиан, среди русских встречаются красивые женщины с формами, колыхающимися под тонким бельем, в целом – Россия страна бардака, в которой нет ничего ценного и запоминающегося.
Таким образом, само изложение этой главы уже настораживает своим отличием от остального текста хроники Келера.
А в самой главе он как раз описывает все так, что невозможно поверить в то, что он видел установку памятника в Свияжске. Как я уже указывал, он ждет в Алатыре поезд ИЗ Казани, чтобы поехать В Симбирск, где находятся представители его делегации (в Симбирск из Алатыря можно было попасть в те годы только двигаясь от Алатыря на юг через Рузаевку и Инзу), бронепоезд приходит в Алатырь с севера (т.е. ИЗ Казани-Свияжска), комендант поезда сообщает Келеру, что ему приказано направиться в сторону Сызрани, т.е. опять же в сторону, противоположную Свияжску. Бронепоезд, по словам Келера, быстро едет на ЮГ.
Приехав в Свиягород (не Свияжск-Sviyashsk)!), он выясняет, что в городе нет никаких достопримечательностей. И ЭТО В СВИЯЖСКЕ!!! Да там один Романовский мост, видимый со станции, – один из крупнейших на тот момент железнодорожных мостов, чего стоит!
P7040024
Там еще одна достопримечательность, любимая западными жителями (да и сам Келер ей восхищается, описывая Нижний Новгород) - Волга – которая видна и со станции Свияжск и из самого города. Там на небольшом холме – огромное количество церквей, высокие стены монастырей - такого количества храмов на 1 кв.м. не было нигде в России! И Келер этого ничего не замечает, а видит лишь ОДНУ небольшую белую церковь с голубым куполом. А главная достопримечательность Свияжска, по Келеру, оказывается – Красный общественный сад. Что-то не верится мне, чтобы в городе (а точнее, на тот момент - большом селе с неимоверным количеством храмов) населением в 3000 человек был общественный сад. Для чего он там был нужен? – у каждого крестьянина-купца был свой дом с садом, а у монастырей – своя огороженная территория, вполне подходящая для «общественных собраний» и «гуляний».
Интересно и то, что Келер путается в датах. Он в главе «Русская буржуазия» пишет: «У меня был другой мимолетный разговор с доктором Таубе в Петрограде. Затем он уехал, по-видимому, обратно в свой город на Волге (Казань)… Я уже сомневался, что когда-либо увижу  доктора Таубе, как вдруг встретил его год спустя. Это было в июне 1918 года в офисе немецкой комиссии в Казани, примерно в то время, когда  в Екатеринбурге была убита царская семья». 
Царская семья, как известно, была убита 17 июля 1918 года. Таким образом, память подводит Келера относительно дат, что вызывает еще большее недоверие к изложенному им описанию «поездки в Свияжск».
Ведь он в главе «Цедерблюм» описал свой вояж в лагеря военнопленных в Поволжье в другие сроки. Как я уже указывал, он выехал из Москвы на поезде до Нижнего Новгорода, оттуда на пароходе до Казани, затем на поезде - до Алатыря, где проверял лагеря военнопленных, а оттуда «на лошадях и телегах» до Симбирска. В Нижнем он был в середине апреля, значит, появился в Казани в мае. При этом в Казани он должен был остановиться на определенное время, так как принял участие в работе комиссии по делам военнопленных.
На его пребывание в Казани в мае указывает беседа с доктором Таубе, где последний упоминает о вхождении Милюкова в правительство Скоропадского, что стало известно только во второй половине мая. Дальнейший путь Келера из Казани, как он сам пишет, лежал в лагеря военнопленных в Алатыре. И уже в июне он должен был быть в Симбирске. Таким образом, в Алатыре он мог быть не позднее 20-х чисел июня. В разговоре в бронепоезде комендант сообщает ему, что белочехи оставили Пензу и захватили Самару, при этом он не знает захвачен ли Симбирск. Подобный разговор не мог произойти позднее 10 июня, так как информация об этих событиях была бы уже общеизвестной, тем более на железнодорожных станциях, по которым перемещались войска для борьбы с белочехами.
Таким образом, утверждение Келера, что он приехал в Свияжск в июле, им же самим опровергается.
Все эти нестыковки, противоречия самому себе и резкое отличие главы «Красный сад» от остальной книги и позволяет сделать окончательный вывод, что эта глава, давшая название всей книге, является беллетристической находкой автора, стремившегося привлечь к своему «труду» внимание широкой публики. А история с памятником Иуде – эффектный ход, подчеркивающий ужасы большевистской власти, квинтэссенция «духа и морали» большевиков.

Что касается возражений, высказанных в ходе дискуссии о том, что ряд пожилых женщин (к сожалению, уже скончавшихся) в Свияжске помнили об установке памятника Иуде, и, таким образом, якобы подтверждающих правоту Келера, то у этих женщин, на мой взгляд, имел место «комплекс очевидца». Эти женщины были тогда маленькими девочками 5-10 лет.
В августе 1918 года на станции Свияжск был торжественно похоронен Ян Юдин, один из героев Гражданской войны: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%B4%D0%B8%D0%BD,_%D0%AF%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
На его могиле был установлен памятник. Фамилия Юдин созвучна Иуде. У юных жительниц Свияжска отложилось в памяти что-то типа «памятник Иудину». После выхода книги Келера в 1921 году на западе, его рассказ об ужасном Красном еврее и установленном им памятнике в Свиягороде подхватили белогвардейцы и Русская церковь зарубежом. После выдворения Троцкого из СССР, миф об установке памятника в Свияжске, который тогда в сознании населения был прочно связан с первой победой Красной Армии под руководством товарища Троцкого, стал распространяться и по СССР, чему большевики-сталинцы не препятствовали – так как это лишний раз демонизировало образ Троцкого. И, дойдя до Свияжска, этот миф наложился на исторический факт торжественных похорон Яна Юдина на станции Свияжск в августе 1918 года. Поэтому у женщин, плохо помнивших, что же происходило в августе 1918 года, появилось устойчивое убеждение, что они видели, как товарищ Троцкий устанавливал памятник Иуде. Так что назвать их «показания» свидетельствами в поддержку версии Келера язык не поврачивается.

В целом, вывод такой: ни в самом Свияжске, ни на станции Свияжск никто не устанавливал памятник Иуде. Существует определенная вероятность, что все-таки подобный памятник мог быть установлен в Саранске, Инзе или Рузаевке (в соответствии с маршрутом движения, описанным Келером, спутавшего их со Свияжском - память подвела).
Но отсутствие каких-либо сведений об этом, как раз и подчеркивает то, что памятник Иуде – это чистая фантазия самого Келера.
UPD: Должен сразу отметить, что в Саранском и Инсарском районах будущей Мордовии были имения Гагариных  (http://www.u-i-r.ru/component/docman/doc_download/2-khronograph.html?Itemid= )


(4 comments | Leave a comment)

Comments:


[User Picture]
From:q_tactics
Date:July 20th, 2012 08:45 am (UTC)
(Link)
а вообще датчанин насколько хорошо шпрехал по русски? м.б. он сам также как бабульки видел памятник Юдину и принял его за Иуду?

[User Picture]
From:iske_kazaner
Date:July 20th, 2012 08:57 am (UTC)
(Link)
Он сам признается, что говорил по-русски плохо.
Но все-таки, его описание поездки на бронепоезде из Алатыря в "город, где был установлен памятник Иуде" - в сторону, противоположную Свияжску, неувиденные им достопримечательности Свияжска - говорят о том, что в Свияжске он не был.
Кроме того, в августе он уже не мог быть в Свияжске, так как потом ему (согласно его же словам) надо было добраться до Симбирска, где решать проблемы военнопленных, которых он потом вывезет через Москву на западную границу (а в конце августа в районе Симбирска уже шли ожесточенные боевые действия), а в начале сентября он уже вроде как в Томске. Да и сам он пишет, что был в "Свиягороде" в июле, а не в августе.
[User Picture]
From:livejournal
Date:November 11th, 2012 04:43 pm (UTC)

Википедия и избирательное цитирование

(Link)
Пользователь a_rakovskij сослался на вашу запись в записи «Википедия и избирательное цитирование» в контексте: [...] если уж начали цитировать источник то что же не до конца? Дело в том, что данный участник чтений [...]
[User Picture]
From:livejournal
Date:September 13th, 2013 04:15 am (UTC)

Памятник Иуде в Свияжске. Новая версия

(Link)
Пользователь yadocent сослался на вашу запись в записи «Памятник Иуде в Свияжске. Новая версия» в контексте: [...] книге дополнительные краски. ПС. Еще на ту же тему: http://iske-kazaner.livejournal.com/13845.html [...]

> Go to Top
LiveJournal.com